029 608 22 22
029 508 22 22
Поделиться с другом:
Парадокс: каждый день мы что-то покупаем, но зачастую не знаем, как быть, если в процессе сталкиваемся с нарушениями. Будь то низкое качество продуктов, правила магазина или проблемы с возвратом товара. В этом материале речь пойдет об основных нюансах, которые следует знать при совершении покупок, а также о том, как правильно вернуть покупку в магазин. Помните: у покупателя есть не только права, но и обязанности!
Закон «О защите прав потребителей» применяется при
- при покупке товаров в розницу
- в магазине или онлайн
- при заключении договоров подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения
- при заключении комиссионных сделок,
- при перевозке пассажиров или грузов,
- при оказании платных услуг
Итак, вы в магазине. Знаете ли вы, что...
- вопреки объявлениям в торговом зале, магазины несут ответственность, в том числе материальную, за вещи в камерах хранения. Слабое утешение, если у вас и правда пропадет что-то ценное, но имейте в виду
- если вы начали употреблять продукт прямо в торговом зале, вы все так же можете оплатить на кассе, при этом должна остаться упаковка (чтоб идентифицировать товар). Логично, что данное правило не распространяется на весовые товары, которые взвешиваются на кассе, товары без упаковки с маркировкой (хлебушек, например)
- если вы повредили товар (например, разбили бутылку с соком), вы не обязаны платить в том случае, если виноват магазин (допустим, проход узкий и вы задели стеллаж сумкой). Если же вы вертели бутылку в руках и она выскользнула - вина полностью на вас, увы, придется оплатить ущерб
- если вы на кассе обнаружили, что цифра в чеке отличается от той, что была указана в ценнике, - смело требуйте перерасчета. Никаких оправданий в стиле "мы еще не успели поменять ценники" - продавец обязан продать товар по той цене, которую покупатель изначально увидел на прилавке
- у кассы на вас сработала защитная система? Охранник не имеет права обыскать вашу сумку (но имеет право задержать вас, если подозревает в краже). Обыск могут производить только сотрудники МВД. Другое дело, что никто из покупателей не хочет тратить время на ожидание уполномоченного лица
Что нужно знать о возврате?
Покупка состоялась, но спустя время вы поняли, что хотите ее вернуть. Не подошел размер/разочаровал цвет/устройство работает не так, как вы ожидали, - ну, мало ли какая ситуация. И наверняка вы слышали кучу баек от знакомых, как с хорошим концом, так и с плохим. Да, возврат - штука сложная, и не всегда ситуация складывается в вашу пользу
- возврат товара надлежащего качества возможен в течение 14 дней, ненадлежащего – в течение 2 лет с момента покупки. Только во втором случае товар может иметь следы эксплуатации. Но вам придется доказать, что, скажем, сапоги расклеились или изменили свой цвет из-за ошибки производителя, а не по вашей вине (из-за неправильного ухода, например)
- при возврате товара, который огорчил вас своим качеством, необходима экспертиза. Ее оплачивает продавец, в случае отказа возврата - оплачиваете вы, но если будет доказан брак товара, продавец возместит стоимость экспертизы (иначе его ждет суд). Однако, если продавец оплатил процедуру и выяснилось, что товар был поврежден вами (например, вы постирали шерстяное пальто в горячей воде и оно село) - настанет уже ваша очередь возмещать деньги за экспертную проверку
- критерии для возврата (или отказа от оплаты) должны быть объективными: не тот размер, истекший на момент покупки срок годности, неисправность, дефекты и пр.
- возврат денег должен произойти в 7-дневный срок с момента получения требования от покупателя. И за день просрочки законно требовать неустойку в 1%.
- вы не обязаны предъявлять паспорт и прочие документы, чтобы оформить возврат (за исключением случая, если при заключении договора использовались данные документа, удостоверяющего личность потребителя)
- бытовая техника - это технически сложный товар, на который установлен гарантийный срок и в техническом паспорте (заменяющем его документе) которого имеется отметка о дате продажи. По этой причине вернуть или обменять новую духовку или стиральную машину можно только в случае ненадлежащего качества, но никак не по причине того, что вы промахнулись при замерах или захотели серебристый вариант вместо белого
- наличие чека (или хотя бы устное озвучивание его номера) упростит вам жизнь, но если его нет, товар все равно можно вернуть, если есть другие доказательства покупки (свидетели, заполненный продавцом гарантийный талон с печатью и пр.). Если прошло не более 2-х недель, то чек, вероятно, можно восстановить (вспомните только дату и примерное время покупки)
- товар по акции тоже возвратный. Какими бы большими буквами магазин ни писал объявления о том, что товары, купленные по акции, возврату не подлежат, это противоречит законодательству. Не важно, со скидкой или без вы купили свитер, кастрюлю или фен - если товар некачественный, вы имеете право вернуть их назад и получить назад свои деньги
- если вы купили вещь, допустим, за 100 рублей, а в момент возврата она стоит уже 200 рублей (акция закончилась:), продавец обязан выплатить вам сумму актуальной цены
- и конечно, стоит знать, что не все товары подлежат возврату
- кстати, физлица не обязаны принимать возврат качественного товара (например, ИП на рынке или ремесленники)
Куда обратиться, если вам не дали книгу замечаний и предложений?
- В администрацию г.Минска или областной исполком - по месту нахождения объекта или юридического адреса.
- В общественные объединения потребителей для получения консультации и необходимых экспертиз, помощи подачи иска в суд и т.д, в компетенции которых находится защита прав потребителей.
- В суд по месту нарушения прав. Госпошлину за иск по делам о защите прав потребителей платить не нужно.
Более подробная информация по этому вопросу указана здесь.
Делитесь, если вам хочется узнать о чем-то больше!
Мы обязательно прислушаемся :)
Привяжите почту и объедините свои
аккаунты в один